Александр Усватов

Нижегородский художник. Художественная выставка картин.

ОТКРЫТАЯ «МАСТЕРСКАЯ»

Здравствуйте, в новом выпуске «Мастерской» рассмотрим, как меняется в процессе написания картины ее сюжет и происходит смещение акцентов.

В течение февраля и марта 2015 года я следил за созданием Александром Семёновичем, моим дедом, картины «Академичка» (размер - 50 х 70; материалы - холст/масло) и за ее изменениями.

Но перед тем, как поделиться своими наблюдениями, расскажу про саму «Академическую дачу».

Согласно Википедии «Академическая дача имени И. Е. Репина» — старейшая и широко известная творческая база Союза художников России. Расположена в Тверской области неподалёку от Вышнего Волочка в восьми километрах от железнодорожной станции в живописном месте на берегу реки Мсты и озера Мстино (данные с http://ru.wikipedia.org/).

Среди тех, кто работал на «Академичке» такие мастера как Васнецов Аполлинарий Михайлович, Левитан Исаак Ильич, Рерих Николай Константинович, Рылов Аркадий Александрович, Серов Валентин Александрович, Бакшеев Василий Николаевич и собственно сам Репин Илья Ефимович, имя которого носит Дача.

Репин

(так это выглядело в репинские времена - Репин И.Е. «На Академической даче», 1898)

Не стану пересказывать весь текст Википедии на эту тему, отмечу лишь, что в 1970—1980 годы для нужд художников здесь были возведены современные мастерские и вспомогательные служебные здания, обеспечивавшие круглогодичное использование «Академической дачи» для занятия творчеством.

Именно на этот период приходятся все 8 поездок моего деда (в период с 1980 по 1989 гг.), где он пишет массу натурных этюдов, ставших впоследствии основой для пейзажных работ, созданных в его нижегородской мастерской. Вот, например, один из лучших его пейзажей, воспевающих природу Вышнего Волочка:

Дача

На Академической даче. Размер: 65х75

Так было 20 лет назад, так остается и сейчас: этюды с «Академички» Усватов использует до сих пор. Вот и главный герой моего рассказа написан с «академического» этюда

Это «Академичка» после первой недели работы.

Первый

В целом схематичное изображение постепенно усложняется:

Второй

Появляются уточнения (1) и новые акценты (2):

Третий

Композиция становится более насыщенной (1,3), усиливается передний план (2,4):

Четыверт

Остаются последние штрихи, окончательно сместившие акцент всей композиции с дома на молодую осину:

Пятый Как и 30 лет назад Академическая дача является объектом вдохновения для моего деда. Интересно, у других художников также?

Вместо заключения.

Однажды на «Академичке» мой дед, известный горьковский художник, встретил Сергея Ткачева, известного советского художника. В ходе беседы Ткачев произнес фразу, которую, на мой взгляд, можно отнести к любому произведению искусства: «Мы, художники, порой сами не представляем ценность своих работ».

Продолжение  следует