Александр Усватов

Нижегородский художник. Художественная выставка картин.

Искусство и бизнес: вместе или врозь?

Александр Семенович Усватов,

член Союза художников России (СССР)

 

Культура превратила стадо животных в человеческое общество. Эту общеизвестную истину, к сожалению, игнорирует и демократическое государство, и крупный бизнес. Интерес к искусству, важнейшей части культуры, работе, сделанной искренне (без задней мысли: деньги, слова, конформизм и др.) и искусно, т.е. мастеровито, как мало кому по силам (в идеале – никому!), подменяется так называемым «актуальным искусством». Под флагом свободы самовыражения в качестве экспонатов «актуалистами» предлагаются куча мусора на подиуме, или подвешенные на веревке склянки, деревяшки, металлические обломки, или холсты с набросанными на них бессмысленными пятнами, или – явное непотребство – сам «художник», нагой и с ошейником изображает собаку и кусает посетителей за ляжки.

Все это рекламируется печатью и телевидением как новое слово в искусстве.Так определенные люди, обладающие материальными, служебными, медийными рычагами влияния, занимаются идиотизацией населения, главным образом молодежи, отвращая ее от достойной литературы, музыки, живописи.

Происходит опошление по западным образцам святого для культурного человека понятия искусство, когда явная бессмыслица, нелепость, уродство, безобразие (без образа!) выдается за «новую эстетику».

Нормальному человеку свойственно стремление к красоте: он влюбляется в красивого партнера, подбирает красивую одежду, обустраивает свое жилище в соответствии с понимаем им законов красоты. Он сознает, что искусство – не только украшение жизни, увлекательное зрелище или получение эстетического удовольствия, но и средство самосовершенствования: развивать-то надо оба мозговых полушария. Не случайно многие выдающиеся русские люди – ученые, инженеры, промышленники, купцы, врачи, военнослужащие – не только были знатоками искусства, но и сами вполне профессионально занимались творческой деятельностью – литературой, музыкой, живописью. Человек с развитым творческим потенциалом, чувствующий красоту цвета, звука, слова, живет более свободно, обладает лучшим даром предвидения, оценки ситуации. Это хорошо понимали и русские цари, и тогдашние бизнесмены – промышленники, купцы, приглашая в качестве домашних учителей своим детям выдающихся поэтов и художников. Понимали они и значение изобразительного искусства. Царь и великие князья коллекционировали русскую живопись, их усилиями наряду с Эрмитажем был открыт и Русский музей. Русский купец Павел Третьяков на свои средства создал в Москве знаменитую галерею – сокровищницу русского изобразительного искусства. Иван Цветаев, отец великой русской поэтессы, Марины Цветаевой, построил в Москве Музей изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). Савва Мамонтов в своей усадьбе Абрамцево организовал студию и пансион для художников, где жили и трудились Врубель, Антокольский, Серов, Васнецов и многие другие выдающиеся мастера русского искусства. («Между делом», кстати, Мамонтов построил две железные дороги: Москва – Архангельск и Москва – Юзовка, ныне Донецк).

Нынешний крупный бизнес таким достижениями похвастать не может, у него в чести иные «подвиги». Но вот отдельные представители среднего бизнеса, почувствовав вкус к хорошей профессиональной живописи, потихоньку начали собирать коллекции; я знаю нескольких нижегородских предпринимателей, у которых есть небольшие собрания профессиональной живописи. Вот любопытный случай. В 1980 году одна журналистка увидела на выставке в Манеже мою картину и решила опубликовать обо мне статью в «Советской России». Побывав у меня в мастерской, она после интервью «зажглась» и приобрела пару пейзажей. Затем в течение 25 лет она постоянно покупала мои работы. Сейчас в ее коллекции около 40 моих пейзажей и натюрмортов, чем она очень гордится.

Советское государство, покупая работы художников, подчас руководствовалось отнюдь не эстетическими критериями. В 1985 году на московской выставке в честь сорокалетия Победы была экспонирована моя картина «На фронтовом перекрестке»: в час затишья два бойца – танкист и пехотинец – весело беседуют с девушкой-регулировщицей. На этикетке уже стояла отметка о приобретении этой работы закупочной комиссией. Но накануне открытия выставки явился Министр культуры со свитой, и ему на глаза попала моя картина.

- Ну, товарищи, - возмутился министр, - мы должны показать подвиг народа, а тут – лирическая сценка. Убрать!

Не помогли увещевания Председателя Союза художников: картина осталась только в каталоге.

Ныне государство практически не покупает картины современных русских художников, и многие вынуждены зарабатывать на жизнь отнюдь не творчеством. Так происходит деградация искусства, подмена его всякими «шоу», что уже произошло на Западе. Надежды художников – на просвещенность нашего бизнеса, на осознание им эстетического и прагматического значения искусства.

Замечательный советский кардиохирург Николай Михайлович Амосов (кстати, член Союза писателей СССР) писал: «Воспитательный эффект красоты тренирует хорошие чувства. Потом, смотришь, они срабатывают в реальной жизни».

 

Без поэтов и художников – тоска,

Взгляд на мир без них не шире волоска.

Кто не любит ни стихов и ни картин,

Существует, извините, как кретин.